Перформанс «Попытка преодоления гламура» 04.09.2010.
В рамках Первого Международного Фестиваля Перформанса Предыстория: Подлинная коммуникация со зрителем - сквозная тема моего творчества. Я разрабатываю ее на протяжение последних 10 лет одна, до 2008 года делала это также совместно с группой ESCAPE. В 2002 году я делала близкий по теме перформанс в рамках фестиваля городского перформанса «Лето». Я разрушала общепринятую социальную ситуацию: встречала и провожала пассажиров, выходящих из вагона на метро «Волжская», подобно стюардессе в самолете улыбкой и словами "Счастливого пути!", "Здравствуйте! Очень рады Вас видеть!"
В своих наиболее известных перформансах «Идентификация»(2005), «Slow way"(2000) и др. я также вступала в непосредственный телесный невербальный контакт со зрителем.
Гламур - это современное мещанство, декоративность, поверхностная неестественная красота при внутренней пустоте, внешне красивый и соблазнительный, но, по сути, пошлый образ жизни, погоня за модой. Но для меня это, прежде всего -
ложная коммуникация.
Гламур - болезнь и симптом современного общества, современного человека и, увы, современного искусства. (Неслучайно мы с группой ESCAPE еще в 2000 году делали перформанс «Исчезновение», где на вернисаже убегали от всех, кто пытался вступить в привычный «тусовочный» контакт с участниками группы).
В каком-то смысле моя попытка преодоления гламура в «Гараже» достаточно безнадежна, она уже родилась в ситуации некоторого проигрыша гламуру: вначале я предложила «Гаражу» радикальный феминистский, очень негламурный и незрелищный перформанс с болью и кровью, но его не приняли. Тогда я решила сменить стратегию, действовать как партизан, использовать язык самого гламура, но разрушать его изнутри. Я впервые прибегла к помощи моделей.
Задачи перформанса:
- Я пытаюсь создать идеальную утопическую ситуация подлинной коммуникации вопреки ситуации и контексту – войти со зрителем в индивидуальный аутентичный невербальный телесный контакт.
- В чем-то мой перформанс – это социальная терапия для современного человека, который привык, что его «встречают по одежке»: не важно, какой ты человек, важно, как ты выглядишь, как себя ведешь. Люди становятся закрытыми, одинокими и нуждаются в принятии, любви и поддержке, но социум не дает выхода из этой ситуации, подменяя истинную Встречу ролевым общением, полным стереотипов и ограничений.
- Отчаcти это и феминисткий проект. Наша логоцентричная маскулинная культура привыкла воспринимать женщину не как человека, а как функцию. Говорят, Мэрилин Монро была очень тонким глубоким человеком, но одиноким, тк в ней видели только красавицу и секс-символ. Это проблема многих современных женщин. В моем проекте красивая женщина имеет возможность проявить себя именно как человек.
- И наконец «Попытка преодоления гламура» - это живой эксперимент, провокация «здесь и сейчас»: в ход него станет понятно, что сильнее - форма или содержание: девушки негламурные будут поставлены в ситуацию довольно гламурную. Смогут ли они ее преодолеть?
Описание: 4 девушки в черных платьях встречают зрителей у входа в Гараж. Они, на первый взгляд, похожи на тех девушек, которые обычно раздают рекламные буклеты на презентациях или разносят угощение, но ведут себя нетипичным антиламурным образом: они вступают в
очень личный невербальный контакт с отдельными входящими зрителями: очень тепло и искренне их обнимают.
Девушки отбирались по двум критериям. Они должны были обладать двумя редко сочетающимися характеристиками: с одной стороны, почти модельной внешностью (быть достаточно высокими, стройными, желательно с длинными прямыми волосами естественного, лучше темного, цвета), с другой, - отличаться
внутренней красотой: это должны быть очень
естественные, негламурные и не слишком сексапильные девушки, девушки с "ангельской" сутью - с лучистыми глазами, светлой улыбкой,
теплые, недистантные и
склонные к тактильному контакту, открытые миру и готовые к
аутентичной коммуникации со зрителем.