Означает ли присутствие лишь сам факт наличия тела без учета свойственного этому телу непрерыв ного процесса становления и воплощения? Или же понятие присутствия подразумевает такие специфические процессы воплощения, как, например, процесс воплощения телесного бытия? И почему собственно феномен присутствия способен выполнить обещание, данное процессом цивилизации, и сде лать человека счастливым?
Присутствие является не экспрессивным, а в чистом виде перформативным качеством. Оно возникает благодаря специфическим процессам воплощения, с помощью которых актер создает свое «феноменальное тело», придавая ему способность владеть пространством и притягивать к себе вни мание публики.
Начиная с 1960-х годов театр, акционизм и перформанс-арт снова и снова пытались найти ответы на эти вопросы. Вначале они исходили из радикального противопоставления присутствия и репрезентации/изображения, позволявшего им изолировать феномен присутствия и рассмотреть его, так сказать, «под микроскопом».
Формирующийся акционизм и перформанс-арт выступали не только, как это часто подчеркивается, против коммерциализации культуры и отношения к произведениям искусства как к товару, но и самым решительным образом против принятого в театре подхода изображать вымышленный мир пьесы и действующих в нем вымышленных лиц как современную реальность. Театр, основанный на этом подходе, считался во площением идеи репрезентации, его «сиюминутность» воспринималась как условность. Выступая против такого театра, художники, занимающиеся акционизмом и перформанс-артом, выдвинули требование «подлинной сиюминутности»: все, что происходило в рамках перформансов или выступлений акционистов, каждый раз происходило здесь и сейчас, в абсолютном настоящем.
Театр противопоставил репрезентации концепцию присутствия, отвергнув утвердившийся к тому времени принцип единства актера и роли, соблюдавшийся в большинстве постановок (исключение здесь составлял лишь исторический авангард), и разными способами демонстрируя различие между актером и персонажем, что в отдельных случаях приводило к исчезновению персонажа. Таким образом, театр не только пересмотрел концепцию воплощения и, как было нами показано в преды дущей части, наполнил это понятие новым содержанием, но и подверг тщательному исследованию феномен присутствия. В этом смысле театр, равно как акционизм и перформанс-арт в значительной степени способствовали разъяснению сформулированных нами выше вопросов.
В процессах воплощения речь идет прежде всего о том, чтобы породить энергию, то есть о том, чтобы придать своему телу особую энергетику. Так, актер применяет определенные техники и приемы воплощения, позволяющие ему порождать энергию, циркулирующую между ним и зрителями и непосредственно воздействующую на последних.
Дискуссия о понятии «присутствие», возникшая после «перформативного поворота» в театре, акционизме, перформанс- арте и в теории эстетики, напрямую связана с дихотомическим соотношением тела и духа, занимающим центральное место в рамках западной культуры. Судя по всему, феномен присутствия обладает особой притягательностью благодаря своей специфической способности соединять и приводить во взаимодействие телесный и духовный аспекты. В соответствии с этим акцент снова и снова ставится на том, что присутствие, даже если его действие связано с телом актера и даже если оно воспринима ется зрителем на телесном уровне, следует рассматривать «в первую очередь не как реально-телесный, а как мыслительный феномен».
В главе, посвященной материальности спектакля, мною было введено понятие мультиустойчивого восприятия, при этом в качестве примера я привела ситуацию, в которой в центре внимания зрителей попеременно оказывается то индивидуальная телесность актера, то изображаемый им персонаж. На основе этого примера я хочу вначале пояснить, каким образом понятия «присутствие» и «репрезентация/изображение» соотносятся друг с другом, чтобы затем на основе сделанных выводов обратиться к вопросу о функции смысла в спектакле и о том, какое воздействие он оказывает на процесс восприятия.
Понятия «присутствие» и «репрезентация» в эстетических теориях долгое время воспринимались как противоположности. Под присутствием подразумевались непосредственность и аутентичность, ощущение полноты и целостности. Репрезентация, наоборот, рассматривалась как понятие, связанное с так называемыми «большими нарративами», считавшимися инстанциями власти и контроля. Кроме того, с этим понятием связывалось представление о некоем постоянном, неменяющемся смысле. Проблематичным звеном этой концепции был опосредованный подход к миру, обусловленный присущей ей знаковой структурой. При применении этих двух концепций к спектаклям 1960-х и начала 1970-х годов становится очевидным, что в этот период тело актера (прежде всего обнаженное тело) рассматривалось как высшее проявление «присутствия». Персонаж драмы, напротив, воспринимался как олицетворение концепции репрезентации. Возникая как результат действий актера, направленных на репрезентацию действующего лица пьесы, воспринимаемой как своего рода контрольная инстанция, сценический персонаж служил свидетельством того, что текст подавляет личность актера и в первую очередь его тело. Таким образом, возникала необходимость освободить тело актера от пут концепции репрезентации и открыть для него путь к непосредственности и аутентичности его физического существования.
Можно выделить три стратегии, усиливающие перформативность пространства:
1) применение (почти) пустого пространства или пространственные композиции вариативного типа, позволяющие актерам и зрителям произвольно передвигаться в них;
2) создание специфических пространственных композиций, открывающих неизвестные или до тех пор не востребованные возможности для организации отношений между актерами и зрителями, движения и восприятия;
3) использование пространства, обладающего некой, не связанной с театром функцией, и исследование специфики подобных пространств и их возможностей.