Партиципаторные перформансы

По словам Клер Бишоп, «ключевым художественным медиумом и материалом» партиципаторного искусства являются люди.
Сама возможность реляционного искусства (то есть искусства, теоретическим горизонтом которого служит не столько утверждение автономного и приватного символического пространства, сколько сфера человеческих взаимоотношений с ее социальным контекстом) свидетельствует о коренной перемене эстетических, культурных и политических целей художественной деятельности по сравнению с теми, которые преследовались модернизмом.
Теперь произведение преподносится, скорее, как промежуток времени, который нам предлагается пережить, как инициатива бесконечной дискуссии. Город обусловил и сделал всеобщим опыт сближения: он представляет собой осязаемый символ и историческое обрамление общественного состояния - «предписываемого людям состояния встречи», по выражению Альтюссера, - в противовес природному состоянию, по Руссо, этим густым и «не ведающим историй» джунглям, препятствующим любой сколько-нибудь продолжительной встрече. Режим интенсивной встречи, возведенный в абсолютный закон цивилизации, вскоре породил и соответствующие художественные практики, искусство, чьим субстратом являются интерсубъективные отношения, а основной темой - бытие-вместе, «встреча» зрителя и картины, коллективная выработка смысла.

Искусство - это место производства особого рода социальности; остается понять, каков статус этого пространства в совокупности «пространств встречи», предлагаемых городом.
Общительность и встречи

Произведение может работать как реляционное устройство, предполагающее долю случайности, как машина организации и проведения индивидуальных или коллективных встреч.
Брако Дмитриевич получил международную известность в начале 1970-х гг. благодаря проекту «Случайный прохожий»: на фасадах домов и билбордах (в местах, где обычно размещалась коммерческая реклама) в Загребе, Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Венеции, Берлине, Милане, Дюссельдорфе были размещены фотографии случайных прохожих.
Большая часть работ Софи Калль посвящена учету ее встреч с незнакомцами: следуя по улице за прохожим, изучая следы пребывания постояльцев в гостиничных номерах (для чего ей пришлось устроиться в отель горничной).
Джорджа Старр для парижской выставки «Ресторан» описала свой страх необходимости ужинать одной в тексте, который раздавался затем одиноким клиентам ресторана.
Rirkrit Tiravanija
«Untitled (Tomorrow is Another Day)», 1996

Идея гостеприимства была буквально воплощена в работе Риркрита Тиравании «Без названия (Завтра будет новый день)» - полномасштабной фанерной реплике квартиры, которую художник снимал в Нью-Йорке, со стандартно оборудованными кухней и ванной комнатой. Гостям предлагалось занимать этот «дом вне дома» и использовать его по своему усмотрению круглые сутки шесть дней в неделю, пока длилась эта выставка в здании кёльн­ского Кунстферайна.

Другими словами, произведение искусства было предложено зрителям скорее как услуга, нежели как объект для созерцания. Но какую именно услугу предлагает художник? Невнимательный или непосвященный посетитель музея сталки­вался с дилеммой: ему приходилось решать, может ли он нарушить «приватность» работы и разместиться в ней - совершив некую трансгрессию и испытав смущение, - в то время как инсайдеры, осведомленные о намерениях Тиравании, могли чувствовать себя более уверенно и обосноваться в работе, как у себя дома, но с риском лишить произведение его публичности и превратить его в междусобойчик.

Тиравания называет свое искус­ство «Местом социализации», сравнивая его с деревенским рын­ком или танцплощадкой. Художник называет своей целью создание «Открытых сценариев», в которые могут вступать или не вступать другие, в резуль­тате чего социальные взаимодействия и приобретают статус эстетических актов - актов эстетики взаимодействия. Иногда подобные практики осуществляются вжи­вую, как часть выставки; в других вариантах они демонстрируются в виде той или иной документации - например, как кино или видеофильм..
Финская художница Пилви Такала проверяет на прочность общественные нормы и условности. Однажды она пришла в Диснейленд в костюме Белоснежки, и её прогнали сотрудники, в другой раз прогуливаясь по торговому центру с прозрачной сумкой, полной денег, чем нервировала охрану. Ещё в одном проекте она собрала нескольких детей и предложила им самостоятельно потратить семь тысяч фунтов. Пилви - один из самых ярких авторов, работающих в рамках комьюнити-арта, когда произведение создается специально для определенного сообщества, например сотрудников одной компании, посетителей банка или воспитанников детского центра.
Real Snow White, 2009

Абсурдная логика "реального персонажа" и суровая дисциплина Диснейленда становятся очевидными, когда настоящему поклоннику диснеевской "Белоснежки" запрещено входить в парк в костюме Белоснежки. Поскольку посетителям предлагается наряжаться, а в парке продается множество товаров, похожих на костюмы, полные костюмы продаются только для детей. Слоган Disney "Мечты сбываются", конечно же, означает мечты, созданные исключительно Disney. Все, что даже слегка выходит из-под контроля, немедленно вызывает страх перед тем, что эти реальные, возможно, темные и извращенные мечты сбудутся. Фантазия о том, что невинная Белоснежка совершает что-то плохое, настолько очевидна, что охранники и администрация ссылаются на нее, объясняя, почему посетитель не может войти в парк в костюме Белоснежки.
Женщина с сумкой

Перформанс длился неделю: Пилки прогуливалась по торговому центру с прозрачной пластиковой сумкой, полной наличных. Она вела себя как образцовый покупатель, в то же время воспринималась охранниками и другими посетителями как угроза общественной безопасности, как человек, требующий повышенного внимания. Свою задачу художница видела в том, чтобы разрушить атмосферу комфорта и безопасности, царящую в магазине, и показать хрупкость того социального порядка, где частная собственность настолько священна, что требует постоянного контроля со стороны окружающих.
https://pilvitakala.com/the-stroker

«Рожденным сегодня» Алберто Гарутти
Произведение под названием «Рожденным сегодня» (Ai Nati Oggi) вовлекает город и всех его жителей в диалог. Тема появления новой жизни объединяет разные народы, культуры, религии, языки. Горожане слышат универсальное послание, когда по вспыхивающему свету они узнают о рождении ребенка. Проект учитывает контекст выбранного пространства: главным действующим лицом произведения становится свет фонарей на Патриаршем мосту в Москве. Все устроено таким образом, что каждый раз, когда в роддоме рождается ребенок, свет фонарей на мосту становится ярче. Рядом с мостом будет положен большой камень, на котором высечен текст, объясняющий прохожим, как реализуется проект. Таким образом, даже когда огни потушены, в публичном пространстве сохранится атмосфера праздничного ожидания. В надписи на камне сказано: "фонари на этой площади связаны с Центром планирования семья и репродукции (ЦПСиР), каждый раз, когда свет начинает гореть ярче, значит, на свет родился ребенок". Проект «Рожденным сегодня» уже был реализован в городах: Бергамо, Стамбул, Гент, Галлиполи.
На Патриаршем мосту заработал проект итальянского художника “Рожденный сегодня” .
Его главная идея в том, что с рождением новой жизни на мосту будет вспыхивать подсветка.
"Как родилась идея?
– Я придумал ее в 1998 году. Сейчас ее удалось воплотить и в Москве. В работе я старался отразить уникальность темы рождения ребенка, привязать ее к жизни мегаполиса.
Как это технически возможно?
– Фонари Патриаршего моста связаны с родильным блоком центра планирования семьи и репродукции. Каждый раз, когда медсестра выходит из роддома с ребенком, она нажимает на кнопку и лампы вспыхивают светом.

Как выбиралось место для проекта?

– Важно, чтобы это было в центре, неподалеку от храма, у пешеходной зоны. Тем более что неподалеку – Strelka, где людей обучают искусству. Да и сам мост символизирует связь двух реальностей."
www.ic.mmoma.ru/artists/al_berto_garutti/
Берегите себя и пусть Ваша жизнь согреет тёплым светом тех, кто рядом…


Roman Ondák
«Resistance», 2006

Перформанс «Сопротивление» был осуществлён впервые в Центре современного искусства Бретани во время вернисажа американского художника Маркуса Шинвальда и был повторён в проекте «Невозможное Сообщество» в Москве.

Слыша такое название, рассчитываешь увидеть радикальный художественный жест, ниспровергающий законы современного мира. Однако ничего подобного не происходит. Суть перформанса вообще довольно трудна для прочтения, поскольку она состоит в маленькой «детали» – у нескольких посетителей, пришедших на открытие выставки, всего-навсего развязаны шнурки.

Таким образом, сопротивление у Ондака обретает форму незначительного отличия, подросткового непослушания, и в конечном итоге – субкультурного феномена. Субкультура – термин парадигматический для нашего времени, он пришел на смену контркультуры, понятию, которое определяло развитие всей культуры ХХ века.

Это своего рода социальный эксперимент, позволяющий передать суть эволюции в общем сознании понятия и форм сопротивления на рубеже ХХ и ХХI веков. Сопротивление, как важнейшее историческое понятие ХХ века, в форме открытой борьбы или контркультуры, зачастую проявляется в наши дни скромным отличием, и оборачивается лишь признаком субкультуры. На время перформанса Роман Ондак предлагает окунуться в понимание эволюции одного социального явления.
Роман Ондак
"Хорошие чувства в хорошие времена". 2003

Для своего перфоманса словенский художник Роман Ондак организует постановочные очереди рядом с музеями или ярмарками искусств, хотя на самом деле они никуда не ведут, и люди в них стоят за деньки.
В течение 40 минут очередь будет формироваться, растворяться и формироваться снова несколько раз. Участники, если к ним обращались посетители, ни в коем случае не должны были раскрывать тот факт, что это художественная акция.

Загадочные очереди Ондака вызывают любопытство и вопросы, - почему люди стоят здесь? чего они ждут - и заставляют окружающих думать, что за участие полагается какая - то выгода ли награда, ведь, как мы все знаем, если к чему - то выстраивается очередь, значит оно обладает культурной или развлекательной ценностью. А вдруг в конце очереди ждут горки!

Ондак, вдохновлённый воспоминаниями о длинных очередях коммунистического времени в продуктовый магазин, берёт что - то очень знакомое нам, например очередь, и заставляет нас посмотреть на неё под радикально другим углом.
"Хорошие чувства в хорошие времена" приобретают различные значения, когда переносятся в музейное пространство, создавая антизрелищную ситуацию.
Лиза Морозова
To be left-handers together
(Быть леворукими вместе)

перформанс, инсталляция

В течение многих лет я в своих перформансах создаю ситуации необычной коммуникации со зрителем, вступая с ним в непривычно близкие отношения с утопической целью - трансформировав сознание отдельного человека, изменить систему. Однако, непременным условием для этого я считаю равенство позиций: для меня принципиально важны изменения, которые претерпевают в ходе коммуникации обе стороны – и художник, и зритель..
Прямой, не отчужденный от тела и идентичности или опосредованный артефактом контакт со зрителем имеет символической значение, подобное конъюнкции в алхимическом процессе, где метафоры воплощаются в реальность буквально, через соединение несоединимых веществ, осуществляющееся одновременно на материальном и нематериальном уровнях. В алхимии для преобразования важны Тайна и герметичность, сосуд должен быть закупорен. Также и многие мои проекты происходят в закрытом пространстве или с завязанными глазами. Крайне важен в этой символической коммуникации переходный объект, артефакт, часто являющийся продуктом самофетишизации художника.
В перформансе «Ручеек» я играю в эту детскую игру с различными представителями арт-системы – художниками,критиками,кураторами и зрителями. Возможность контакта каждого с каждым нарушает сложившийся в системе ролевой порядок, становится возможна коммуникация вне статусов. В проекте группы ESCAPE «Motherland Exchange» (2002) результатом взаимодействия со зрителем становится преобразование его идентичности, «обретение внутренней Родины». Переходным объектом, посредником в коммуникации выступает горсть земли. В проекте «Узловые моменты»(2006-2010) через совместное действие с завязыванием узелков на вареных макаронах происходит символический обмен воспоминаниями.
В серии проектов «Slow way-2-3» и «Идентификация» депривация органов моего зрения и слуха дополняется наготой (также необходимый алхимический символ), что усиливает непосредственность взаимодействия. Путешествуя во время перформанса наощупь , я дарю отдельным зрителям бусинки, которые держу во рту. В перформансе «Путь арт-самки» (2001) я раздаю пучки своих волос, а также активно использую во взаимодействии со зрителем запах собственных духов. В проекте «На мыло!» (2008) моя символическая конъюнкция со зрителем достигает предела, осуществляется почти на клеточном уровне - я варю из своей крови мыло и даю зрителям вымыть им руки.
Непонятность и невидимость процесса - не только важные условия изменения в алхимии, но и особенности нонспектакулярного искусства (а также отчасти традиций КД и московского концептуализма) Неслучайно поэтому многие мои работы, особенно с начала 2000х, связаны с нонспектакулярностью (перформансы «Два зоопарка»(2003), «Светские разговоры» (2002), «Лиза и мертвые» (совместно с группой ESCAPE) и др. Постепенно в своих работах я практически полностью отказываюсь от артефактов и делаю объектом искусства невидимое как таковое - то, что происходит между двумя людьми, что нельзя увидеть, а можно лишь пережить «здесь и сейчас» как личный уникальный опыт встречи с Другим. (Так, в перформансе «Попытка преодоления гламура» в качестве произведения искусства выступает объятие. В нем меня интересует пространственный зазор, пустота, сокращающаяся до нуля дистанция, заряженная энергией телесного присутствия. Таким образом, я буквализирую и материлизую одну из категорий нонспектакулярного искусства («зазор»), привнося в него этическое измерение.
В новом проекте мой эксперимент идет еще дальше. Нонспектакулярность усиливается: действие происходит не только в закрытом боксе, но в небольшом закрытом его участке. Бокс напоминает одновременно исповедальную кабинку, медицинский кабинет и тюрьму, где происходит Тайное свидание между художником и зрителем. В остальные дни работы выставки внутри бокса предполагается коммуникация между двумя зрителями. Две части бокса, каждая из которых имеет отдельный вход, закрытый темной занавеской, соединены между собой через срединный отсек матерчатым «рукавом», всунув левую руку в который зритель вступит в свободную тактильную коммуникацию с автором проекта. В каждой из идентичных частей бокса стоит стул. Зрителей пускают в бокс по одному.
В проекте делается попытка соединить личное и социальное. А также объединить две ветви акционизма - классический перформанс и активизм. Если через физическое соприкосновение может передастся вирус болезни, может ли передаться таким образом талант, художественный опыт, политическая позиция? Можно ли пережить солидарность индивидуализированно, в более камерной обстановке, чем на демонстрации или митинге протеста? Каковы на ощупь взгляды человека, его отношение к искусству, характер?
В проекте иронически обыгрывается и буквализируется «ручной труд» художника, этот «труд» в ходе перформанса является неотчужденным, поскольку не имеет конечного материального продукта. Можно сказать, что данная инсталляция - машина для выработки чистой ауры произведения, а конкретнее - ауры отношений -в высокой концентрации. Таким образом, делается попытка вернуть современному искусству утерянную в ходе технологизации рукотворность.
Важное значение в данном проекте имеет символизм левой руки. Как известно, она управляется правым полушарием головного мозга, отвечающим за обработку невербальной информации, образное мышление, эмоции и интуицию, а также способность к изобразительному искусству. Но, в отличие от правой («правильной») руки, символизирующей логоцентризм западной культуры, которая предполагает регламентированное общение и использование (рукопожатие, письмо), левая – слабая, ее активность подавлена обществом правшей.
Роль и место художника в современном западном обществе сродни образу Левши. Возвращение активной позиции левой руке в ходе перформанса - попытка освобождения подавленных западной культурой каналов восприятия, переключения зрителя на язык образов, живого опыта. Совместное действие художника со зрителем - ритуал, символизирующий попытку объединения всех, отвергнутых обществом, совместное противостояние через личный контакт.
Made on
Tilda