ИГРА В ПУСТОТУ
14 сентября – 13 октября 2024
Место проведения: Павильон, Новая Голландия Петербург,
Остров Новая Голландия
Наб. Адмиралтейского канала, 2ежедневно: 12.00 — 20.00
Работы произведены в рамках программы «ColLab» мастерских Центра художественного производства «Своды» Дома культуры «ГЭС-2»

Любая фотография состоит из контекстов и действий, ими определяется созвездие отсылок и притяжений, которые мы считываем, и получаем из них смысл. На соединении точного жеста, места действия при создании фотографии и материальности объекта, его перемещения художником в нужную среду и прощупывания деталей уже зрительским взглядом – высказывание обретает свои черты и ясность для нас, в него попадающих.Что сообщает куб с приметами индустриального пространства и игры (кубик Рубика), попадая в домашний шкаф? Что говорят изображения фурнитуры на деревянных шарах? Как коврик для йоги связан с работником завода? Какие дополнительные контексты обретает фотография, вырезанная лазером на фанере, знакомой нам по материалу для дверц комода? Как личное пространство комнаты, ставшее на время тотальной инсталляцией, и зафиксировав в себе это свойство навечно, благодаря фотографии, вбирает слои мест труда, превращаемых сейчас в места креативной праздности?Визуальная схватываемость фотографии не единственная её черта – используя свой, заложенный в ней априори, потенциал перформанса, инсталляции, объекта и прямой отсылки к нашему повседневному опыту, художник, и Ирина Иванникова в их числе, производит точки схождения незамечаемых структур и процессов, в которые мы все погружены. Вкладывая публичное в частное и делая общественное неуместным дому, Ирина открывает дорогу размышлениям о нашем запросе на наполненность и смысл любых обстоятельств, в которые мы попадаем или которые нам предлагают.

Надя Шереметова, куратор выставки и ФотоДепартамента
Проект начался в 2020 со съемки креативного пространства, которое раньше было заводом, место стало отправной точкой для проекта. Меня заинтересовала пересборка пространств: завод становится фоном для отчуждения идеологического труда и формирования новой праздности креативного кластера. То есть, пространство воплощает в себе ценностные структуры общества, и через повседневные действия внутри места можно поразмышлять о смыслах, которые это действие запускают, труд на заводе стал отражением потребностей индустриального периода, постиндустриальный поворот меняет наполнение места, на смену приходят креативные практики и консьюмеризм, при внешней разности форм деятельности двух периодов, само действие содержит отчуждающие свойства. Многослойность пересечения
личного и общественного я рассматривала через перемещение архивных изображений в личное пространство, шкаф наполняется отсылками к разным историческим периодам, например, коврик для йоги с изображением инженера завода, кубик-рубик, который дает мозаичное пересечение разных периодов здания. Пересечение индустриального периода и современности влияет на
формирование фундаментальных ценностей разных поколений, это еще один слой перекрестного влияния общественного и личного, как внутрисемейные отношения дают оптику восприятия исторического периода. Я встроила в шкаф изображение подушек моих родителей, так работает феномен фантомного тела (терминология М. Мерло-Понти), физически не рядом, но ментально присутствует внутри. В действии меня заинтересовали его скрытые свойства: пустоты, которые в нем содержатся. Фантомное тело присутствует и в личном опыте, и задает отношение к советскому периоду. Частное проецируется на общее. С фотографическими инсталляциями в пространстве шкафа я какое-то время жила и обнаружила феномен парализованного тела, когда происходит застывание и стагнация, чтобы не случилась встреча с непереносимым опытом. В конструировании инсталляций в личном пространстве было желание найти точку разотчуждения. Так неуместность существования личного в общественном перевернулась материальной неуместностью общественного в личном.
Made on
Tilda